Как помочь детям пережить смерть близких - Народная медицина и здоровье человека

Перейти к контенту

Главное меню:

Как помочь детям пережить смерть близких


Смерть — абстрактное понятие, реальный смысл которого детям трудно осознать. Насколько хорошо они поймут его, зависит от уровня их умственного развития. Вследствие возрастного эгоцентризма, сосредоточенности на себе многие дошкольники не могут сопереживать другим, разумом постичь необратимость смерти и никак не могут уразуметь, что она придет к каждому.


К 5—7 годам дети уже начинают понимать смысл слов ’’умереть” и ’’смерть”. К 9 годам ребенок усвоит, что смерть необратима и означает прекращение функционирования всего организма. Ослабление эгоцентризма поможет ему понять, что смерть не щадит никого и когда-нибудь он тоже умрет.


Чья-либо смерть — это время тяжелых переживаний для взрослых. Они усугубляются необходимостью все объяснить ребенку. Неуверенность в том, о чем следует говорить в подобных ситуациях, нередко порождает такие неудачные объяснения, как, например: ’’Бабушка просто уснула”. Они вызывают у ребенка страх, и потом он не может заснуть, боясь, что никогда больше не проснется. Некоторые родители стараются уберечь ребенка от переживания горя, несмотря на то что обычно дети сами просят рассказать о смерти. Это явление не должно быть для них тайной.


Желание взрослых избежать разговоров о смерти понятно, но тем самым они приучают детей к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая, неполная или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли о смерти или вызвать у них необоснованную тревогу. Дети могут решить, что это они сделали что-то ”не так” и тем самым вызвали смерть близкого человека, или они будут переживать, что бабушка ушла, потому что больше не любит их.


Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант в таком случае — дать простые и прямые ответы на их вопросы. Опора на уже имеющийся жизненный опыт, например на воспоминания об умершем домашнем животном, может сделать смерть более понятной для ребенка, не порождая смятения в его душе.


Дошкольники объясняют мир с позиций своего эгоцентризма, они одухотворяют окружающие их предметы и нередко наделяют их магической силой, поэтому важно выяснить, что они уже знают о смерти вообще и что думают по поводу кончины близкого человека. Это необходимо, чтобы точнее скорректировать их представления. Гораздо лучше опираться на знания ребенка и отвечать на его вопросы, чем потакать его невысказанным страхам, охватывающим детское воображение.


Полезно объяснять детям явление смерти и в детском саду, и в школе. Смерть домашнего хомяка, обитавшего в ’’живом уголке” детского сада, падающие ’’умершие” листья могут стать поводом для обсуждения естественных процессов жизни природы и помогут детям понять, что смерть — неизбежная часть жизненного цикла любого живого организма. Для дошкольников написано много книг, разъясняющих, что такое смерть, и неформальное обсуждение этих вопросов побуждает детей открыто выражать свои чувства. Они способны понять факт смерти в соответствии с их неповторимым жизненным опытом (как бы мал он ни был), а также соответственно уровню их интеллектуального развития, но в любом случае информация о смерти должна быть правдивой и учитывать их индивидуальность.


Далее
- Как уберечь малыша от расстройства желудка
Вернуться в меню раздела
Вернуться на главную страницу


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню