Вопросы ребенка и ответы на них. Откуда берутся дети? - Народная медицина и здоровье человека

Перейти к контенту

Главное меню:

Вопросы ребенка и ответы на них. Откуда берутся дети?

Перейдем к обсуждению ответов на вопросы ребенка.


Эти вопросы можно разделить на пять основных тем. Ответы, которые мы представим, являются основной схемой, образцом, моделью бесед с ребенком на темы, связанные с появлением человека и с половой жизнью.


Всегда стараемся отвечать естественно, так, как на любые другие вопросы. Ответ обязательно должен быть связан с тем, что ребенок уже знает. Стараемся также при каждом новом вопросе повторить ребенку все то, о чем мы уже ему рассказывали. Ребенку не надоест слушать то же самое. Часто он задает вопрос не затем,
чтобы узнать ответ, а просто чтобы завязать контакт, поговорить с матерью или отцом, с кем-нибудь взрослым. Вопрос -- это простой способ общения. И именно общение радует ребенка.


Уже первый вопрос, обычно звучащий так:


"Откуда берутся дети?" - часто приводит родителей в замешательство.

А ответ на него очень прост:
- Ты же уже знаешь, у тебя у самого есть родители. Папа дал тебе частичку своего тела, мама дала тебе частичку своего тела, но ты состоишь не только из одного зела. Ты умеешь думать, говорить, любить; ты - человек. Это Господь Бог создал твою бессмертную душу. Поэтому Господь Бог тебя очень сильно любит, и поэтому мы тоже тебя любим.


Очень хорошо, если мать или отец, отвечая на э то т вопрос, ласковым жестом дадут ребенку почувствовать, что они рады ему. рады, что ребенок их, или лучше сказать от них. Дети видят связь с системой моральных ценностей, с любовью, с замыслом Бога. Ответ на этот вопрос дает возможность связать воедино начало существования ребенка и конкретную среду, в которой он живет и воспитывается, а также доброжелательность и сердечность, которые он переживает в этой среде.


Во втором вопросе ребенок хочет узнать подробности.


А как я родился? Как это произошло?


Всегда отвечаем, начиная с того, что мы уже ребенке сказали, добавляя новые элементы:
- Ты же уже знаешь, у тебя у самого есть родители. Папа дал тебе частичку своего тела, мама дала тебе частичку своего тела, но ты состоишь не только из одного тела. Ты умеешь думать, говорить, любить: ты - человек. Это Господь Бог создал твою бессмертную душу. Поэтому Господь Бог тебя очень сильно любит, и поэтому мы тоже тебя любим. А я носила тебя под сердцем
девять месяцев, так, как Божья Мать носила Господа Иисуса; Божья Мать любит Господа Иисуса, и она родила Господа Иисуса. Я люблю тебя и я родила тебя.
В этом примере ответ звучит в устах матери. Отец тоже может все это сказать, соответственно изменяя слова. Если говорящий не связан непосредственно с ребенком, может говорить от своего имени. Это прозвучит примерно так:


- Папа дал мне частичку своего тела, мама дала мне час тичку своего тела, и т.д.
Такая формулировка успокаивает ребенка, звучит достойно, серьезно. Ребенок может спросить тогда, дали ли ему жизнь тоже его родители. Отвечаем, что, конечно же, тоже.
Введение в наш ответ Божьей Матери и тайны воплощения Бога в человеческое тело имеет огромное значение. Ребенок, воспитываемый в религиозном духе, будет жить этими фактами. Литургический календарь показывает нам, что Божья Матерь ожидала Господа Иисуса девять месяцев. Праздник Благовещения (25 марта) отделяет от праздника Рождества Христова, который мы отмечаем 25 декабря, ровно девять месяцев-5. Точно так же от праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы (8 декабря) до Ее Рождества (8 сентября) тоже девять месяцев. В молитве "Радуйся, Мария." мы говорим: ".и Благословен Плод чрева Твоего". Чрево означает живот. По-французски в этом месте говорится: ".и Благословен Плод внутренностей Твоих". По-латыни сказано просто: "Benedictus fruclus ventris tui" - ".н Благословен
Плод живота Твоего". Поэтому следует с полной искренностью говорить ребенку, что мать носила его в себе и связывать этот фак т с Матерью Спасителя.

Следующий вопрос ребенка может касаться процесса рождения.


А через какое место я родился?


И снова ответ должен быть простым. Пользуемся всегда такими словами, которые ребенок будет употреблять, всю жизнь. Согласно принятому правилу, всегда говорим с самого начала:
- Ты же уже знаешь, у тебя есть родители. и т.д.
Ребенку не надоедает слушать то же самое, он радуется
диалогу с родителями. А дальше:


- Я носила тебя 9 месяцев, а родила тебя через родный канал, через вульву, промежность. Ты был (или была) тогда значительно меньше, чем сейчас, ты весил 3 кг 300 г. Мне приходилось тебя купать, пеленать, кормить и т.д.


Мы специально сообщаем эти подробности, потому что они имели большое значение. О факте рождения говорим в контексте жизни и заботы о ребенке. Родный канал - это выражение, которым ребенок будет пользоваться и во взрослой жизни. Было бы хорошо, если б ребенок помнил, что этот канал служит для рождения, для появления новой жизни. В этом состоит достоинство человека, достоинство женщины.


Следующий вопрос причиняет родителям много хлопот. Он касается того,
каким образом частичка тела папы попала внутрь тела мамы и дала начало жизни ребенка
.


На этот вопрос тоже можно ответить очень просто. Этот ответ очень важен. Он будет касаться беспокойства, связанного со строением тела, т.е. с разницей в строении тела мальчика и девочки.


Ответ всегда начинаем с того, что уже было сказано, о чем ребенок уже знает:
- Ты же уже знаешь, у тебя есть родители. и т.д.
Затем расширяем ответ:


- Я носила тебя 9 месяцев, а родила тебя через рбдный канал, через вульву, промежность. Но, как ты уже знаешь, именно я носила тебя в себе, а не папа, хотя папа и любит тебя. Мое тело так устроено, что я могу носить в себе ребенка, родить и выкормить его, а тело папы устроено иначе. Папа никогда не будет носить в себе ребенка, не будет его рожать, не будет кормить его
грудью. Его тело так устроено, что он может передать часть своего тела вглубь моего. Когда я могу стать мамой, я становлюсь матерью, а когда время такое, что я не могу стать мамой, не становлюсь.

Когда мы говорим с мальчиком, обращаем его внимание на достоинство отца:
- Посмотри, ты - мальчик, ты устроен так, как папа. Ты не будешь мамой, не будешь носить в себе ребенка, не будешь его рожать. Твое тело так устроено, что сможешь быть папой, когда женишься, сможешь передать частичку своего тела вглубь тела своей жены. Если она сможет стать мамой, то станет мамой, но если будет такое время, что она не сможет стать мамой, то не станет.

Заодно следует подчеркнуть необходимость уважения к телу человека. Такое уважение необходимо потому, что тела мужчины и женщины отличаются между собой и служат великому делу передачи жизни новому человеку. Именно поэтому мы уважаем тело, моем его. Даже на пляже те части тела, которые отличаются у мужчины и женщины, оставляем прикрытыми, хотя одинаковые части тела - голову, руки, ноги - мы не скрываем. Те, которые отличаются, служат для передачи жизни, служат великому делу, и они достойны особого уважения.


Поэтому сформулированный нами ответ на вопрос ребенка важен и существенен. В нем строение тела объясняется с точки зрения действительности родителей, а это и есть условие правильного психосексуального развития и зрелости человека. Если мужчина не воспринимает себя как потенциального отца, а женщину - как потенциальную мать, если женщина не воспринимает себя как потенциальную мать, а мужчину - как потенциального отца, то нельзя сказать, что они - взрослые, психосексуально зрелые люди.
Все моральные и социальные проблемы, связанные с половой жизнью, которые тяготеют над современным обществом, непосредственно связаны с тем, что половая жизнь превращается лишь в поиск ощущений, отделяется от всех важных функций пола в жизни человека, в жизни общества. Такой отрыв половых ощущений наносит ущерб всему, что человечно, т.е. ущерб формированию взаимоотношений, символике и значению половой жизни, а также самой функции передачи жизни.


Последний вопрос ребенок задает лишь тогда, когда воспитание протекает правильно, и он искренен и непосредственен в разговорах и во взаимоотношениях с родителями. Случается, что появляется и такой вопрос:


А когда папа передает маме частичку своего тела?


На этот вопрос немногие родители могут ответить искренне. По правилам, описанным выше, можно и этот ответ сформулировать просто.
Всегда повторяем то же самое, что до сих пор было сказано. Таким образом появляется целый рассказ о семейной жизни, о начале человеческой жизни в среде семейной любви. Доходим до момента, когда мать говорит, что она - мама, а папа - это папа, что папа не будет мамой, что девочка может стать мамой, а мальчик в будущем может стать папой.


Далее, стараемся показать половую жизнь как один из элементов всей супружеской жизни.


- Мы поженились, потому что очень любили и теперь любим друг друга. Венчались мы в такой-то церкви.


Можно рассказать кое-что о религиозных обрядах: кто был свидетелем венчания, кто из родственников был на свадьбе. Это - семейный рассказ о великой действительности церковного венчания и свадьбы.


- Мы любим друг друга, поэтому вместе живем; любим друг друга, поэтому вместе работаем; любим друг друга, поэтому друг о друге заботимся, стараемся вас одеть, накормить, вместе помолиться, вместе лечь спать. Мы любим друг друга, поэтому вместе спим.
Не нужно бояться такой формулировки, потому что ребенок очень любит спать с родителями и отлично знает, что он, любя родителей, может с ними спать. Так что, раз родители любят друг друга, они вместе спят. Это совершенно понятно и соответствует тому, что ребенок переживает сам, когда спит с родителями в одной кровати.


- Мы любим друг друга как муж и жена, поэтому между нами наступает такая близость, что папа передает маме частичку своего тела. И если время такое, что мама может стать мамой, в ней начинает свою жизнь новый человек.


Таким образом половая близость представлена в таком контексте, в каком она имеет место в действительности. Она ведь и на самом деле является одним из множества элементов человеческой жизни.


Однако становится ясно, что родители, между которыми нет любви, встретятся с большой трудностью при передаче ребенку верной информации о половой сфере жизни. Если ребенок появился в результате неупорядоченной половой активности, если ребенок чувствует или знает, что родители не хотели его появления, то как ему сказать о любви? Ведь половая жизнь становится совершенной реальностью жизни человека лишь в любви, отзывчивой на добро и улучшающей другого человека. Если родители ругаются между собой или даже разводятся, то острым вопросом


становится то, чем же была в их жизни и чем является половая близость.
Если сегодня так много детей не может переживать радости настоящего познания жизни и спокойного восприятия половой жизни, то происходит это потому, что у них нет родителей, которые по-настоящему любили бы друг друга, и для которых интимная близость - это полное правды выражение всего, что их объединяет.


Если воспитатель, преподаватель уроков религии или школьный учитель имеет дело именно с такими детьми, то следует говорить о любви и половой жизни в ее полноте, как о замысле Бога для человека, замысле, который остается неизменным, хотя и человек, к своему несчастью, не всегда ему верен.


Нужно сказать ребенку примерно так:
- Видишь, Господь Бог хотел, чтобы было так: чтобы родители любили друг друга и из любви поженились, вместе работали, вместе жили и т.д. Таков замысел Бога. К сожалению, есть люди, у которых в жизни так не получилось. Из-за этого они страдают, страдают и их дети. Желаю тебе, чтобы в твоей жизни вышло иначе, лучше. Но это зависит только от тебя.
Очень важно, чтобы родители сами могли искренне сказать ребенку, что в их жизни что-то не получилось или не получается. Для ребенка это и без того очевидно (например, если родители разведены). В такой ситуации родители не должны настраивать ребенка друг против друга, потому что это всегда калечит его чувства. Ребенок не должен концентрироваться на болезненных для него фактах, которые являются источником разочарований родителей и причиной разрушения его собственного развития как человека. Если ребенок растет в неблагоприятной из-за родительских ссор ситуации, следует постараться создать такую атмосферу, в которой эти грустные переживания станут не столько поражением, сколько жизненным опытом. Речь идет о том, чтобы из драмы родителей ребенок мог сделать соответствующие выводы для своей будущей жизни, чтобы он мог жить в надежде, что, познав неудачу родителей, благодаря работе над собой, будет способен, несмотря ни на что, создать семью, живущую в единстве и гармонии.

Далее
- Выбираем самокат для ребенка: советы и рекомендации
Вернуться в меню раздела


Как ответить ребенку откуда берутся дети? Отвечает священик Максим Каскун
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню