Олигофрении

Содержание:

Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)

Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):

От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки

Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.

От деменции

Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.

От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).

Умственная отсталость у детей с ДЦП

ДЦП (детским церебральным параличом)травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далееразрушениюиз-за нарушения двигательных функций

Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости)

произношения звуков, слов, предложенийпри родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далеекогда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвестикогда человек не понимает услышанную им речьто есть, он нормально слышит речь окружающихто есть он не является умственно-отсталымглухотой

Отличие умственной отсталости от шизофрении

ребенок произносит бессвязные слова или предложенияребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроениидети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающимиособенно при атонической форме заболеванияоднако еще не была диагностированав возрасте 2 – 3 лет

5 Симптомы

Рассматривать симптомы слабоумия имеет смысл исходя из причины их возникновения, потому что в зависимости от формы, вида и степени выраженности будут отличаться и основные проявления. Чаще всего врачи констатируют факт недифференцированного слабоумия, так как достоверно выявить провоцирующие факторы не всегда представляется возможным.

  • Дебильность: дети с этой степенью мало чем отличаются от своих сверстников, во всяком случае до наступления юношества. Они поддаются обучению, хорошо разговаривают, выполняют простые математические задания, способны писать диктанты, реже — сочинения. В момент взросления, когда начинается сложная школьная программа, они сдают позиции, в силу невозможности усваивать тяжелый материал отстают в развитии от своих сверстников. Основной отличительной чертой является неспособность мыслить. Все сказанное они принимают буквально. Визуально определить такого ребенка несложно: он, как правило, находится в пределах одного пространства, например в своей комнате. При этом у него нет никакого интереса к происходящему вокруг, любые коллективные развлечения он принимает как испытание. Дебилы практически всегда принимают стороннюю точку зрения, потому что на формирование собственной у них просто не хватает интеллектуальных возможностей. Учитывая способность концентрироваться на каком-то одном действии, нередко они достигают определенных высот в выбранном направлении, что делает их одаренными. Но одаренность в одном направлении полностью исключает любые возможности мышления во всех остальных.
  • Имбецильность: характеризуется отсутствием обобщенного мышления. Отдельные качества, такие как способность принимать пищу, пить, одеваться, оказываются вполне под силу больному. Элементарная трудовая деятельность, которая подразумевает монотонные движения, вроде уборки улицы, имбецилами выполняется достаточно неплохо. Они осознанно вступают в контакт, понимают простые фразы и готовы примитивно отвечать. Как правило, у них ограниченный запас слов, что делает их речь однообразной. В разговоре им присуще использование простых предложений, состоящих только из существительного и глагола. Усвоение материала старших классов общего образования для них становится колоссальным и непосильным испытанием. Любое дополнительное задание ввергает их в ступор. Имбецильность предполагает отсутствие собственного мнения, поэтому такие люди максимально восприимчивы к чужой точке зрения. Жизнедеятельность на уровне инстинктов нередко делает их озабоченными в сексуальном плане, что влечет за собой распущенный образ жизни и специфическое, вызывающее поведение.
  • Идиотия. Учитывая, что это наиболее глубокая степень умственной отсталости, такие пациенты совершенно не имеют возможности воспринимать окружающую информацию и не поддаются никакому обучению. Движения таких больных неуклюжи, спонтанны и грубы. В большинстве случаев для них характерен малоподвижный образ жизни. Люди, страдающие идиотией, не способны контролировать акты дефекации и мочеиспускания, они не понимают разницы между съедобными и несъедобными продуктами. Нередко у таких пациентов проявляется эпилепсия, выражены неврологическая заторможенность и дефекты органов чувств. Максимальный возраст жизни обычно не превышает 40 лет. Они нуждаются в постоянной и круглосуточной опеке. С момента постановки диагноза присваивается пожизненная инвалидность.

Легкая форма или дебильность

Данный вариант является самым лёгким по клиническому течению олигофрении. Ее считают одним из самых распространённых вариантов поражения психики у человека, так как к ней относят больше половины всех случаев умственной отсталости. В клинической практике под термином «дебильность» понимают также умственную субнормальность или легкую олигофрению.

Причины

В качестве причин, которые приводят к появлению дебильности, выделяют наследственный фактор. К нему следует отнести ферментопатию, эндокринопатию или микроцефалию. Кроме того, большое значение играет и негативное влияние различных факторов на организм плода. Наиболее опасными состояниями, которые формируют патологии в организме плода, являются инфекции, которые женщина перенесла во время беременности, наличие резус-конфликта и гипоксии. Немаловажная роль уделяется и токсическим воздействиям, таким как табакокурение, алкоголизм и наркомания. Данные факторы приводят к образованию врожденной дебильности.
Существуют также причины, которые приводят к формированию приобретённых форм умственной отсталости. Среди них полученные родовые травмы, асфиксические состояния, гидроцефалия, сформировавшаяся в результате инфекций раннего детства.

Симптомы

Клиническими проявлениями данной формы умственной отсталости является отсутствие способности к выработке сложных понятий, обобщающих умозаключений и возможности абстрактного мышления.

Мышление у детей с данной формой отсталости носит наглядно-образный тип. В данном случае ребёнок будет способен воспринимать лишь внешнюю часть событий, которые вокруг него происходят. Объяснение полной ситуации и ее разбор оказывается затруднительным. При просмотре изображения, а также необходимости сравнения нескольких предметов возникает проблема выявления внутренней связи, а также возможности поиска общей связи.

Родители часто приводят детей с данной формой отсталости к логопеду, так как беспокоит вопрос недоразвития речи, согласно возрасту. Кроме того, может возникать проблема, связанная с обеднением словарного запаса, наличием аграмматизма, косности и замедленности речи. Даже несмотря на хорошую ориентировку в обыденной ситуации, пациент не может обобщать все происходящие события и мыслить абстрактно.

Возможность обучения

Дети, которые посещают общеобразовательную школу, сталкиваются с проблемами при обучении. Сложнее всего обстоят дела с русским языком и литературой, так как они не могут запоминать и понимать правила правописания, пересказать прочитанный или прослушанный текст, а также понять, что им требуется сделать согласно полученным заданиям. При обучении математике ребёнок не может считать и решать логические задачи. При этом, стоит отметить, что у таких пациентов часто проявляются другие возможности. Во время дополнительного развития часто выявляется абсолютный слух, отличная механическая память, художественный талант и возможность воспроизведения в уме задач с большим количеством крупных цифр.

Родители отмечают, что дети начинают подражать окружающим, перенимать чужие взгляды и мысли и стараться их копировать. Это связано с тем, что познавательная способность снижена, а эстетические и нравственные качества ограничены. Из-за слабости воли они подвержены легкой внушаемости, исполнению воли других людей и действий, которые могут принести опасность для человека. Люди с легкой дебильностью часто становятся преступниками, не осознавая умысла в своих действиях.

Характеры могут быть различными, от добродушного до выраженного агрессивного. В период полового созревания появляется усиленное примитивное влечение, например, повышенная половая активность. Выглядят они также, как и здоровые люди.

Лечение олигофрении

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

Видео с YouTube по теме статьи:

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.

Социальная адаптация

В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Тестирование

Для оценки уровня интеллекта детей с задержкой умственного развития обычно используются адаптированные тесты: шкала интеллекта Станфорд-Бине и тест Векслера (WISC — для детей от 6 до 16 лет, WPPSI — для детей от 2½ до 7 лет 7 месяцев). Данные тесты критикуются за ненадёжность результатов при IQ ниже 50, а также недостаточную чувствительность к индивидуальным творческим ответам и обнаружению парциальных сильных сторон интеллекта, тем не менее при сочетании с тестами для определения социальной компетенции они могут дать довольно достоверную глобальную картину умственного развития.

Органические поражения мозга выявляются гештальт-тестом Бендер (англ. Bender-Gestalt Test) и тестом на зрительную ретенцию Бентона (англ. Benton Visual Retention Test; BVRT). Гештальт-тест Бендер заключается в копировании 9 геометрических фигур с карт или диапозитивов, при этом гештальтпсихология используется для интерпретации результатов. Тест на зрительную ретенцию Бентона заключается в репродукции предъявляемых пациенту геометрических фигур. При органическом поражении мозга наблюдаются типичные ошибки.

Для оценки уровня социального приспособления используется Шкала Адаптивного Поведения Вайнленда (англ. Vineland Adaptive Behavior Scale) или Шкала Социальной Зрелости Вайнленда (англ. Vineland Social Maturity Scale). Шкала Социальной Зрелости Вайнленда рекомендуется в МКБ-10 для северо-американской иевропейской социо-культурной среды. Шкала Адаптивного Поведения использует данные интервью с родителями или опекунами, и показывает картину адаптации в следующих сферах: социализация, общение, моторика, дезадаптивное поведение и навыки повседневной жизни.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.

Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).

Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.

В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.

Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.

Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.

Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.

Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.

Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.

В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.

При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.

Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды.  Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

Стадии и степени развития

Существует следующие стадии и степени умственной отсталости:

Олигофрения в степени дебильности (Легкая степень олигофрении):

  1. Легкая дебильность — при ней ребенок может обучаться со сверстниками в общеобразовательных школах лишь формально, а также справляться с материалом, преподаваемым во вспомогательных школах, достаточно успешно адаптироваться в социуме. Человек может освоить достаточный для выполнения простого труда объем знаний.
  2. Умеренная дебильность. При ней больной может усвоить программу обучения на уровне 8 классов во вспомогательной школе, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления простой трудовой деятельности.

    Адекватно ведет себя в обычном быту, однако при нестандартных ситуациях теряется.

  3. Выраженная дебильность. Характеризуется выраженным недостатком развития интеллекта, человек может освоить начальные классы вспомогательной школы. Выполнение даже простой работы по дому может проходить только под присмотром. Часто наблюдаются дефекты речи, эмоции не выражены, человек социально дезадаптирован.

Олигофрения в степени имбецильности (Умеренная степень олигофрении):

  1. Нерезко выраженная имбецильность. Интеллект менее развит, чем при дебильности. Человек неспособен выполнять бытовые задачи простого уровня, нуждается в постоянном надзоре, может адаптироваться только к привычным условиям. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Человек с трудом поддерживает личную гигиену, не способен полностью себя обслужить.

Резко выраженная имбецильность. Характеризуется глубоко выраженным снижением интеллекта. Человек не способен к обучению в спецшколе, его интересы ограничиваются физиологическими потребностями, самообслуживание возможно лишь частично. Больным не всегда контролируется работа тазовых органов, также бывает нарушена моторика.

Олигофрения в стадии идиотии (Тяжелая степень олигофрении). У человека наблюдается полное отсутствие интеллектуального и речевого развития, полностью отсутствуют навыки самообслуживания.

Больной требует постоянного ухода за собой, не контролирует элементарные физиологические функции организма. Тело диспластично, моторные навыки сильно нарушены, эмоции простые полярные.

Также данные стадии олигофрении соответствуют следующим четырем степеням по функциональным нарушениям организма:

  • I степень. Включает в себя умственную отсталость в стадии легкой дебильности;
  • II степень. Соответствует умеренной стадии дебильности, а также осложненному типу легкой дебильности с эпилептическими припадками;
  • III степень. Умеренная дебильность осложненного типа с эпилептическими припадками и нарушениями в поведении — человек бродяжничает, его влечения расторможены. Также к данной степени относятся выраженная дебильность и не резко выраженная имбецильность;
  • IV степень. Соответствует олигофрении в стадии идиотии.

Лечение

Своевременное комплексное проведение лечебных и коррекционных мероприятий иногда позволяет добиться нормальной адаптации больного в социуме и ведения им полноценной самостоятельной жизни. В настоящее время фармакологическая отрасль обладает широким спектром лекарственных средств, которые используются в терапии умственной отсталости всех форм. Однако схема лечения, выбор конкретного препарата и его дозировки определяется врачом в индивидуальном порядке в зависимости от тяжести симптомов и этиологии олигофрении.

Если заболевание обусловлено эндокринными патологиями целесообразно применение гормональных средств. При фенилпировиноградной олигофрении, вызванной нарушением метаболизма аминокислот, основу лечения составляет строгая диета, которую необходимо соблюдать часто пожизненно. Если причина олигофрении – врожденный сифилис или токсоплазмоз, больной проходит антимикробную терапию.

Коррекция когнитивных нарушений проводится ноотропными средствами. Ноотропы оказывают специфическое действие на высшие психические функции. Данные нейрометаболические средства улучшают умственную деятельность, активизируют интеллектуальные способности, способствуют улучшению памяти, увеличивают способность к усвоению новой информации. Для активациицеребральных процессов также используют аминокислоты и витамины группы В. Если имеют место поведенческие расстройства, эмоциональная лабильность, извращенные влечения проводится лечение транквилизаторами и антипсихотиками.

Лечение умственной отсталости – комплекс мероприятий, не ограниченный исключительно фармакологической терапией. Больному требуется длительная работа узких специалистов: логопеда, нейропсихолога. Огромную роль для компенсации дефекта играют верная стратегия воспитания, образовательные программы, обучение трудовым и профессиональным навыкам. Однако, в любом случае, основой для коррекции интеллектуальных и поведенческих нарушений выступает своевременное обращение к врачам: педиатру, неврологу и психиатру.

Умственная отсталость и шизофрения

Пфропфшизофрения

Шизофрения, возникающая на фоне умственной отсталости, называется пфропфшизофренией или олигошизофренией.

А. Глаусс выделял 2 вида пфропфшизофрении/пфропфгебефрении:

  1. комбинация олигофрении с шизофренией, для которой характерно катастрофическое течение и скудная продуктивная симптоматика (например, бред, галлюцинации)
  2. начало шизофрении в детском возрасте, при котором помимо олигофренических, наблюдаютсягебефренические черты. Затем, в возрасте 14—17 и 20—30 лет, у значительной части больных возникает настоящий гебефренический шуб.

Стоит отметить, что раннее начало шизофрении само по себе приводит к задержке умственного развития и формированию интеллектуального дефекта.

Отграничение умственной отсталости от шизофрении

Умственная отсталость — дефект психики, появившийся из-за помех, помешавших нормальному созреванию интеллекта, а шизофрения — текущий или отзвучавший болезненный процесс. При умственной отсталости процессуальные явления отсутствуют.

При детской шизофрении психотическая симптоматика стёрта, рудиментарна, лишена яркости, при медленном развитии болезни может быть вовсе не выражена, поэтому разграничение её с умственной отсталостью порою представляет трудности.

Труднее всего ограничивается атоническая форма умственной отсталости от шизофрении. При данной форме олигофрении в клинической картине преобладает аффективная незрелость и неустойчивость, недифференцированность эмоций, недостаточность интереса к окружению, слабость инстинктов, нарушения целенаправленной деятельности, стереотипии, что часто напоминает аутизм или шизофрению. Тем не менее у таких детей с рождения заметно замедление темпа психомоторного развития и слабая память. Скудная общительность таких детей объясняется отсутствием умения вступить в контакт, а не отгораживанием от окружающего мира. Их аффективные проявления бедны, но не наблюдается их извращения или отсутствия, как при шизофрении. Они интересуются играми, привязаны к родителям, не чуждаются детей, что также отличает их от шизофреников. У больных атонической формой отсутствует продуктивная симптоматика и нет прогрессирующей деградации, как это имеет место при шизофрении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector