Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования к обучению. статья
Содержание:
- Симптомы олигофрении, клиника олигофрении, умственной отсталости
- 2 Основные клинические проявления
- Что означает термин «умственный возраст»?
- 3 Диагностика
- Как лечить?
- Развивающие игры для детей с отклонениями
- Другие классификации
- Диагностика
- Классификация
- Интеллектуальная инвалидность: основные моменты
- Синдром Дауна
- Умственная отсталость у детей
- Что это такое?
Симптомы олигофрении, клиника олигофрении, умственной отсталости
Какие существуют симптомы олигофрении, признаки олигофрении? Общий симптом олигофрении – это тотальное недоразвитие психики и отсутствие прогредиентности. Динамика клинических проявлений может отмечаться при энзимопатиях. Однако впоследствии уровень интеллектуального недоразвития стабилизируется. Наиболее выраженный признак олигофрении – это недоразвития сложных функций мышления: образования понятий, обобщения, установления причинно-следственных отношений. Снижены функции памяти (плохая память). Речь бедная, с грамматическими и фонетическими погрешностями, отличается редким использованием предлогов, союзов, прилагательных. Эмоционально-волевая сфера больных характеризуется недоразвитостью высших эмоций, преобладанием примитивных эмоций, инстинктов, а также повышенной внушаемостью и слабостью побудительных мотивов.
В зависимости от темперамента неврологи, невропатологи, рефлексологи, рефлексотерапевты Саратова различают заторможенных и возбудимых больных. Заторможенные больные – это торпидные больных. Возбудимые больные – это эретические больные. Недоразвитие психической сферы у пациентов часто сочетается с недоразвитием или нарушением их физических качеств. Такие дети неловкие в движениях, диспластичные. У детей могут наблюдаться аномалии строения черепа, малые стигмы дисэмбриогенеза, физические пороки развития, нарушения органов слуха и зрения.
У детей на первом году жизни отсутствуют или ослабляются реакции на звук, цвет, игрушки, отсутствует реакция оживления (комплекс оживления) при виде мамы, не выражены гуление и лепет, задерживается становление моторных функций. У детей наблюдается задержка психомоторного развития (ЗПР, ЗПМР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), нарушения речи, дислалия, общее недоразвитие речи (ОНР). Дети поздно и с трудом начинают говорить и ходить. Особенно задерживается формирование фразовой речи. Отсутствует этап любознательных вопросов. Игры подражательные, манипулятивные, с бедным содержанием. Контакт с детьми непродуктивный. Больные плохо овладевают навыками самообслуживания.
Наиболее полно проявляется интеллектуальная недостаточность у детей при попытке овладеть школьными навыками. При декомпенсации олигофрении могут проявляться церебростенические (церебрастенический синдром), неврозоподобные (детский невроз), гипердинамические (синдром дефицита внимания и гиперактивности), психопатоподобные расстройства, а также психозы.
2 Основные клинические проявления
Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.
У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.
Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.
Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.
Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.
Что означает термин «умственный возраст»?
Термин «умственный возраст» используется в тестировании интеллекта. Это означает, что человек получил количество баллов в стандартном тесте IQ, сравнимое с уровнем среднего человека этого возраста из выборки населения.
Классификация степеней умственной отсталости:
- Легкая (IQ 50-69).
- Умеренная (IQ 35-49).
- Тяжелая (IQ 20-34).
- Глубокая (IQ 0-19).
- Неуточненная.
- Другие виды нарушений.
Легкая степень нарушения интеллекта
В лучшем случае, мышление человека с легкой степенью умственного дефицита находится на уровне ученика средней школы. Он может учиться в специальных образовательных заведениях.
Обычно такой человек достигает способности эффективно использовать речь в повседневной жизни, поддерживать беседу, проходить клиническое собеседование.
Большинство людей с легкой степенью нарушения интеллекта также достигают полной независимости в личной гигиене (еда, стирка, одевание, контроль мочевого пузыря и кишечника). Основные трудности обычно проявляются в теоретических школьных занятиях.
Умеренная степень нарушения интеллекта
Мышление человека с умеренной степенью умственной отсталости можно сравнить с мышлением ребенка дошкольного возраста. Он может учиться только механически, преимущественно на практическом уровне, способен освоить общие привычки и простые навыки.
Во взрослом возрасте люди с умеренным интеллектуальным дефицитом обычно могут выполнять простую ручную работу при условии тщательного структурирования задач и наличия профессионального надзора.
Тяжелая степень нарушения интеллекта
Пониженный уровень навыков и эмоционального развития в этой группе обычно более выражен. Большинство людей в этой категории страдают от значительной степени двигательных расстройств или других связанных дефектов, опосредуемых наличием существенного повреждения или нарушенного развития ЦНС. IQ обычно составляет 20–34.
Глубокая степень нарушения интеллекта
Человек с глубоким умственным дефектом серьезно ограничен в способности понимать или выполнять требования, инструкции. Большинство людей в этой категории неподвижны или сильно ограничены в передвижении. Они мало способны (или вообще неспособны) заботиться о своих основных потребностях, им требуется постоянная помощь, надзор.
Другие виды нарушений
Оценка степени интеллектуальных дефектов затруднена из-за сопутствующих расстройств, аутизма, поведенческих нарушений.
Неуточненная умственная отсталость
Этот термин применяется, когда психическое поражение доказано, но его степень трудно или невозможно оценить и, таким образом, включить человека в одну из предыдущих категорий.
3 Диагностика
Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.
Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.
При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках. Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести
Важно установить причину возникновения патологии. Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики
Как лечить?
Основа лечения и ЗПР, и олигофрении — продолжительная коррекционная работа с психологами, психотерапевтами и дефектологами.
Она в большинстве случаев позволяет полностью устранить ЗПР и помочь ребенку с олигофренией овладеть базовыми навыками, необходимыми для дальнейшей жизни.
Медикаменты при лечении этих расстройств практически не применяются. Лекарственная терапия показана при наличии симптомов, которые можно устранить. К примеру, при наличии расстройств сна и повышенной возбудимости могут быть назначены седативные средства. Целесообразность назначения тех или иных средств определяет лечащий врач.
Положительный эффект оказывает физиотерапия. Полезны курсы массажа, регулярные физические упражнения.
Развивающие игры для детей с отклонениями
Развивающие игры подбираются педагогом, в зависимости от потребностей и степени развитости отдельно взятого ребенка.
Игры, развивающие:
- Моторику. Это любые игры, так или иначе связанные с двигательной активностью и с предметным взаимодействием. Примерами являются такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Кто быстрее перенесет фрукты», «Поймай воздушный пузырь», «Прокати шарики». Полезно предлагать ребенку в игровой форме взаимодействовать с любыми предметами. Также моторику хорошо развивают любые занятия творчеством. Родителям, которые хотят помочь ребенку овладеть важными моторными навыками, можно сделать или приобрести особую игрушку-тренажер (бизиборд), содержащую в себе несколько элементов, с которыми нужно взаимодействовать. Например, это может быть матерчатая панель, к которой пришиты шнурки, которые можно будет завязать, и несколько молний, которые можно будет расстегнуть и застегнуть.
- Мышление. К этой группе относятся игры, которые нацелены на развитие способности ребенка находить связи между объектами и явлениями. Примеры: «Назови одним словом» (перечисляются слова «лиса», «заяц», «волк», и дети должны сказать, что это дикие животные, и так далее), «Найди лишнее», «Разложи по порядку».
- Память. Практически все игры в той или иной степени развивают память. Но наиболее ценными являются игры, которые позволяют ребенку усвоить важные сведения об окружающем мире (информацию о цветах, форме, размерах и так далее). К примеру, к ним можно отнести такие игры, как «Чудесный мешочек» (развитие моторики и умения распознавать предметы на ощупь), «Большой-маленький». Очень полезны для развития памяти и других когнитивных функций занятия творчеством.
Если психическое развитие ребенка задерживается незначительно, он может посещать обычный детский сад.
Но в случае более серьезных задержек разумнее определить его в заведение для детей со схожими нарушениями, где им будет предоставлена специализированная поддержка.
Родителям, воспитывающим ребенка с задержками в развитии, важно помнить, что со временем улучшения появятся, следует лишь набраться терпения. Наша интересная группа Вконтакте:
Наша интересная группа Вконтакте:
Другие классификации
Отсталые дети имеют серьезные проблемы в развитии познавательной и эмоциональной областях, проявляют себя очень своеобразно в решении возникающих социально-бытовых вопросов. Психическая деятельность таких детей осуществляется с существенными отклонениями от нормы, но при грамотном лечении и своевременном уходе они способны к успешной социализации. Своевременная классификация умственной отсталости у ребенка позволяет родителям (или опекунам), подобрать коррекционное образовательное учреждение и оказывать всю необходимую помощь.
По форме проявления
Несмотря на возникающие осложнения по мере взросления ребенка, полное или частичное отсутствие развития психики и постепенного поражения головного мозга выделяют следующие типы умственной отсталости:
- стенический вид (характеризуется спокойным и неуравновешенным, но дружелюбным поведением в социуме);
- дисфорический (агрессивный нрав, болезнь сопровождается серьезными нарушениями внимания);
- астенический (плаксивость, неусидчивость);
- атонический (отсутствие каких-либо эмоций, неспособность к мыслительной деятельности).
В этих случаях проблемы с умственной деятельностью являются лишь симптомом более серьезного генетического заболевания (например, синдрома Дауна или Клайнфельтера). Определив вид умственной отсталости и возможные варианты развития заболевания, можно охарактеризовать степень поражения головного мозга – неравномерное или глобальное. Чем быстрее и точнее будет поставлен диагноз дошкольнику, тем больше шансов у него на счастливое детство и нормальную жизнь в обществе.
Классификация Певзнера
В зависимости от особенностей генетики и наследственных предрасположенностей больного человека используют классификацию Певзнера умственной отсталости:
- вид умственной отсталости неосложненного характера;
- заболевание, сопровождающееся нарушениями нейродинамических связей;
- вид патологий головного мозга с тяжелыми психическими отклонениями поведения;
- отсутствие психического развития, сопровождающееся нарушениями в работе анализирующих систем организма;
- дисфункция лобных долей мозга.
Дети, имеющие проблемы с психикой, полностью зависят от своих родителей (опекунов). Взаимоотношения родителей и ребенка – это первый опыт социализации малыша. Чем больше жалости, чувств и заботы проявляют родители, тем более затруднено коммуникативное развитие ребенка и его личностное становление. Он не стремится к общению с новыми людьми и сверстниками, что приводит к речевой дисфункции и отсутствии желания к обучению и труду, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья и прогрессированию имеющихся видов заболеваний.
На сегодняшний день практикуется инклюзивное воспитание и образование детей-инвалидов. Инклюзия подразумевает совместное времяпровождение здоровых и больных людей, при этом они учатся общаться друг с другом, познавать окружающий мир. Адаптация в обществе детей с проблемами со здоровьем в таких случаях имеет положительный результат, и даже самые “тяжелые” больные при хорошем отношении и заботе проявляют интерес к обществу и социальной активности.
Диагностика
При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект
При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.
Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:
- Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
- Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
- Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
- Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
- Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
- Анализы крови и мочи, ЭЭГ.
После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка
Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша
Классификация
По тяжести нарушений умственного развития детей болезнь существенно изменяется от случая к случаю.
Классической психиатрией патология классифицируется на три степени по мере усугубления: дебильность, имбецильность, идиотия. Международная классификация болезней выделяет 4 степени заболевания у детей.
Легкая дебильность
У пациента с легкой дебильностью и здоровым человеком практически нет отличий
Чаще всего возникают сложности в процессе обучения ввиду сниженной способности концентрировать внимание
В то же время, такие люди обладают хорошей памятью. Чаще всего люди с данной степенью недуга более привязаны к близким, поскольку смена обстановки для них может быть пугающей. Не исключена замкнутость, поскольку пациенты плохо разбираются в эмоциях, что приводит к сложностям в процессе общения.
Бывают и противоположные случаи, когда они пытаются привлечь больше внимания своими поступками, чаще всего нелепыми. Почти все они понимают, что отличаются от здоровых людей и стараются скрыть болезнь.
Большинство людей с легкой дебильностью становятся полностью самостоятельными в уходе за собой, даже если развитие протекает намного медленнее нормы. Основные трудности встречаются на школьной скамье, когда приходится овладевать письмом и чтением. Легкая форма нивелируется при наличии хорошего образования, которое будет направлено на развитие навыков.
При легкой степени можно устроиться на работу, которая требует преимущественно физической деятельности.
Практика показала, что у детей, которые пережили сильную психологическую травму или были подвержены насилию, часто очень сложно различить умственную отсталость и социопедагогическую запущенность. После изменения условий проживания на более качественные они чаще всего показывают хорошее интеллектуальное развитие, а их диагноз пересматривается.
Умеренная имбецильность
Умеренная форма недуга позволяет людям чувствовать привязанность, отличать наказание от похвалы, они могут обучиться простейшим умениям самообслуживания, в некоторых случаях возможно частичное обучение письму, чтению, а также элементарному счету.
Образовательная программа позволяет развить ограниченный потенциал и приобрести некоторые основные умения. Подобные программы разработаны в соответствие с медленным обучением и малым объемом усваиваемой информации.
Умеренная умственная отсталость в зрелости позволяет выполнять простейшую работу при четко поставленной задаче и квалифицированном сопровождении. Независимость возможна в редких случаях, однако, люди с такой формой патологии мобильны, имеют хорошую физическую активность.
Большая их часть разыскивает пути социального развития, заключающиеся в установлении контакта, общении с окружающими людьми и участии в простейших социальных занятиях.
Тяжелая имбецильность
Тяжелая имбецильность позволяет людям частично изучать речь и освоить простейшие умения самообслуживания. Больные обладают скудным словарным запасом, который чаще всего ограничен 10-20 словами. Практически все эти слова необходимы для оповещения о своих потребностях.
Мышление является бессистемным, конкретным, хаотическим. Явления либо предметы, не являющиеся знакомыми, часто не вызывают ответных реакций. Различаются лишь те предметы, которые были на протяжении долгого времени перед глазами. В редких случаях возможно овладение простейшим счетом предметов, попадающих в поле зрения или способностью группировать предметы, например элементы мебели.
Подобное развитие возможно только в том случае, если ребенок на протяжении длительного времени получал специальное обучение. Большинство пациентов имеют двигательные нарушения: замедленная походка, неуклюжесть, запоздания движений рук и ног.
Глубокая идиотия
Глубокая умственная отсталость характеризуется глубоким поражением головного мозга и нарушением внутренних органов. Речевая функция полностью нарушена. Больной не способен понять, о чем ведется разговор, не отличает членов семьи от незнакомых. Отсталость заметна с детских лет. Ребенок поздно начинает самостоятельно держать голову и сидеть. При ходьбе движения неуклюжи, отсутствует балансировка рук и ног. Дети с подобной формой заболевания малоподвижны.
Интеллектуальная инвалидность: основные моменты
Умственная отсталость – не такое уж редкое явление в современном мире. Выявляется у 3-24 человек на 1000. Экопатогенные факторы могут увеличивать распространенность до 7%. Мужчины чаще страдают легкой степенью, чем женщины (в 1,5 раза).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Легкая умственная отсталость – коэффициент интеллекта в районе 50-69 баллов (в адаптационном варианте теста другой диапазон баллов – 60-79). В МКБ-10 – F70. Развитие детей с легкой степенью несколько отстает от их сверстников, они слабее интеллектуально. Обычно у них хорошая механическая память, позволяющая приобрести значительный запас знаний и навыков.
Рекомендуем: Что изучает дефектология?
Самостоятельность и инициативность низкие или отсутствуют, имеются проблемы с самообладанием, импульсивность, внушаемость, склонность к подражательному поведению. Психолого-педагогическая коррекция позволяет больным овладевать профессиями, которые не требуют высокой квалификации. Люди с нарушениями интеллектуального развития обучаемы и часто живут самостоятельно, если не имеют отягчающих заболеваний. Обследование в раннем возрасте не выявляет легкую степень. Диагностируется в 5-6 лет.
2. Умеренная умственная отсталость – IQ в диапазоне 35-49, в адаптированном варианте методики 45-59. В классификации болезней ей соответствует раздел F71. Эта степень умственной отсталости у детей имеет следующие характерные симптомы: механическая память развита, запас слов небольшой, трудности в восприятии речи и в её порождении.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
3. Тяжелая умственная отсталость соответствует показателю интеллекта в 20-34 балла, в адаптированном варианте 30-44. Описывается в разделе F72 по МКБ-10. С трудом контактируют с социумом. Моторика развита слабо. Психологические особенности людей с тяжелой степенью практически обнуляют вероятность приобретения необходимых бытовых умений и навыков.
4. Глубокая умственная отсталость диагностируется у людей с коэффициентом менее 20 баллов; если используется адаптированный вариант, то менее 30. Представлена в МКБ-10 под номером F73. Дети с глубокой степенью почти не реагируют на внешние раздражители, либо их реакции отличаются неадекватностью и невозможностью сосредоточиться. Смысл для них редко доступен, но они воспринимают интонационную составляющую речи.
Рекомендуем: Девиантное поведение — как проявляется?
В соответствии с МКБ-10, к F78 относят случаи, когда невозможно наверняка установить конкретный вид умственной отсталости. У детей с проблемами слуха, зрения и т.д. чаще всего будет диагноз «другая умственная отсталость». До перехода на МКБ-10 выделяли три вида интеллектуальной недоразвитости:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Дебильность, соответствующую легкой степени.
- Имбецильность – аналог умеренной и тяжелой.
- Идиотию, которая определялась в том же ключе, что и глубокая степень умственной отсталости.
Синдром Дауна
В большинстве случаев синдром Дауна диагностируется после рождения. Родители испытывают разочарование, и даже шок из-за того, что их малыш «не такой», как они ожидали. Это нетипичная и сложная ситуация. Иногда требуется помощь специалиста в области психологии.
Признаки синдрома Дауна проявляются вскоре после рождения. Для новорожденного с этим расстройством типичны наклонные глаза, между внутренним углом глаз и носом имеется складка. Следующий признак – сплющенный нос, широкий лоб, короткая толстая шея, на которой кожа якобы висящая. Расстройство характеризуется низко расположенными ушами, большим языком, что приводит к дискомфорту человека – он почти постоянно имеет открытый рот, т.к. язык в нем не помещается.
Новорожденные младенцы имеют нарушения мышечного тонуса – мышцы очень слабы, как будто тряпичные. По мере роста, становятся все более заметными другие признаки болезни. Они включают низкий рост, сильное телосложение, короткие пальцы на руках.
Есть много осложнений, связанных с болезнью. Наиболее распространенные – заболевания сердца. В течение короткого времени проявляется нарушение психомоторного развития – ребенок психически или физически не развивается должным образом. Ментальный уровень человека с синдромом Дауна снижен, IQ колеблется в пределах 30-60 баллов.
Методы воспитания при синдроме Дауна
Опыт родителей и экспертов показывает, что развитие детей с этим расстройством протекает вполне нормально, но оно намного продолжительнее и медленнее. Каждый прогресс, в сравнении с другими детьми, где все проходит более или менее естественно, является результатом интенсивных упражнений и/или целевого обучения. Поэтому воспитание и обучение ребенка с синдромом Дауна более требовательное; необходимо терпение, индивидуальный подход.
Диагноз в основном касается моторического и речевого развития. Напротив, в эмоциональной и социальной области эти дети часто значительно превосходят своих сверстников. При правильной помощи они осваивают принципы повседневной деятельности, включая:
- самообслуживание;
- чтение и письмо;
- активное участие в семейной жизни;
- занятия различными видами спорта;
- игра на музыкальных инструментах;
- обучение танцам и множество других навыков.
Однако, такой прогресс обычно занимает длительное время, требует больших усилий, работы, постоянного повторения.
Когда идти к врачу?
В случае присутствия в семье человека с синдромом Дауна, в рамках планирования беременности, рекомендуется пройти генетический тест.
Умственная отсталость у детей
Данная патология зачастую возникает либо в антенатальный период, либо в ранних сроках после рождения. Причинами таких отклонений является негативное воздействие различных факторов на организм женщины во время вынашивания, а именно:
- курение;
- употребление алкогольных напитков и наркотических веществ;
- инфекционные болезни;
- ионизирующее излучение;
- промышленные факторы;
- прием некоторых групп медикаментов с тератогенным эффектом;
- недостаток витаминов, минералов, питательных веществ;
- обострение хронических заболеваний будущей роженицы.
Клиническая картина патологии проявляется отставанием в умственном развитии, отсутствием или слишком поздним возникновением нормальных рефлексов, когнитивные расстройства, не узнавание родственников, отсутствие интереса к окружающему миру.
Диагностика заболеваний основана на осмотре ребенка, проведении психологических тестов, одним из которых есть определение уровня IQ, проведении анализов на уровень гормонов, ферментов, генетических отклонений, МРТ и КТ головного мозга.
Основным терапевтическим направлением являются специальные коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью, которые они посещают вместе с родителями. При данном диагнозе мама и папа должны быть готовы к тому, что своему чаду придется объяснять элементарные вещи, учить различным навыкам. Хотя пациент не может воспринять больше информации, чем способно анализировать его интеллектуальные способности.
Необходимо проводить различные упражнения для нормализации моторных свойств ребенка. Также большое значение имеет игра, в ходе которой ребенок учиться анализировать информацию, дифференцировать различные предметы, размышлять. Как правило, если такие дети остаются наедине с собой, они выполняют ряд однообразных движений так, как не способны составлять логические связи, планировать что-либо наперед. Если в этот процесс включаются родители, это станет эффективным средством в борьбе с олигофренией.
Также существует большое количество вспомогательных учебных учреждений, социальных организаций, где предоставляется помощь родителям, у чьих детей обнаружено малоумие. Преподаватели, педагоги, социальные работники объясняют взрослым, как нужно себя вести со своим чадом, наглядно показывают, какие тренировки и упражнения проводить. Если мама и папа готовы всячески помогать своему ребенку во всех смыслах этого слова, прогноз болезни может иметь благоприятный результат.
Что это такое?
Умственная отсталость, также известная как олигофрения, является патологическим отставанием ребенка от своих сверстников во всех направлениях интеллектуальной деятельности. Существуют многочисленные признаки, позволяющие отличить обычную неуспеваемость из-за неусидчивости или плохого поведения от олигофрении.
Нарушения заметны уже даже по восприятию окружающего мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка представляют настоящую сложность – например, малышу сложно различать в целом похожие предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает объекты, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тенью и даже не уметь различать мимику других людей.
Двигательная активность не отличается грациозностью – в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, как минимум, на этапе получения профессионального образования, а если заболевание приобрело тяжелую форму, то не исключено, что работать человек, страдающий умственной отсталостью, не сможет вообще.
При олигофрении очень сильно страдает память, что не всегда позволяет проходить обучение в общеобразовательной школе – как из-за глобального отставания малыша в изучении дисциплин, так и из-за некорректной реакции на такую успеваемость со стороны одноклассников.
Олигофрену тяжело запомнить информацию с первого раза, но даже при многократном повторении она обычно забывается очень быстро. В целом, для памяти такого пациента характерен алогический принцип – больному тяжело запомнить то, что он пытается вбить себе в голову, но он может запомнить какие-то признаки явления или предмета как бы случайно. Особенно тяжело дается абстрактная логика, а вот с запоминанием механических движений ситуация обстоит немного лучше.
Олигофрения также очень заметна по мышлению, точнее, по его существенному отставанию. Ребенку тяжело прийти к каким-либо собственным выводам – в лучшем случае, он просто вспоминает, что ему когда-то говорили о подобной ситуации, а вот на некую новую мысль он не способен.
Если разница между предметами для детей, страдающих умственной отсталостью, еще сравнительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они, в частности, не понимают смысла поговорок и других подобных фигуральных выражений, поскольку воспринимают их строго буквально. По этой же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но он не сможет применить полученные знания на практике, поскольку не видит в нем общего смысла.
Формирование базовых учебных действий дополнительно осложняется полным отсутствием критического мышления – малыш всегда уверен в собственной правоте, до него сложно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая алогичность мышления и его функционирование по стереотипным схемам, оно в целом весьма ограничено и совершенно не предполагает какого-либо адекватного планирования или прогнозирования.
Неудивительно, что при всем вышеописанном страдает и речь. Только один из пяти олигофренов не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных отмечаются невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общая гнусавость, иногда указанные симптомы дополняются еще и заиканием.
Для речи умственно отсталого человека характерна монотонность, полное отсутствие выражения, необходимых пауз, наигранных эмоций. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием – ребенок и сам так слышит окружающих, потому ему сложно научиться говорить лучше.
Интенсивные занятия способны дать положительный результат, но, как правило, не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину отсталости.
Поведение олигофрена отличается нестабильностью, нормой для него является резкая смена настроения, а также неадекватная реакция на происходящее – восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.
Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и дружескую критику он воспринимает как нападки.