Тест уровня школьной тревожности филлипса

Причины возникновения тревожного состояния

Чувство тревоги формируется из-за совокупности причин. Большую роль играет генетический фактор. Имея врождённую склонность, человек быстрее поддаётся патологическому состоянию.

Конфликты в семье провоцируют появление тревожности

Тревога и стресс обычно сопровождают друг друга, их вызывают:

  • психологические травмы, полученные в детстве;
  • эмоциональные потрясения;
  • негативный жизненный опыт;
  • низкая самооценка;
  • страх самовыражения;
  • конфликты в семье и на работе;
  • физические и моральные перегрузки.

У дошкольников внутреннее беспокойство появляется из-за чрезмерной строгости родителей, скандалов в семье. Отрицательно действуют на нервную систему ребёнка бесконтрольный просмотр телевизора, фильмы ужасов, страшные рассказы.

У подростков излишняя тревожность чаще всего возникает после конфликтов со сверстниками, в результате нервного истощения в школе.

У женщин и мужчин постоянную тревожность нередко провоцируют:

  • заболевания нервной системы;
  • хронический алкоголизм;
  • эндокринные нарушения;
  • стенокардия;
  • неправильная функция надпочечников;
  • шизофрения.

Хронический алкоголизм вызывает тревожность и волнения

Причиной могут стать плохое питание,  отсутствие полноценного сна, приём лекарственных препаратов.

В зоне риска находятся люди, склонные к неврозам, страдающие от комплексов и психологических расстройств.

История

Впервые тревожность была описана Зигмундом Фрейдом. Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией «Эго» и предупреждает «Эго» о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях (ситуациях опасности, угрозы) безопасным, адаптивным, способом. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: 1) специфическим чувством неприятного; 2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; 3) осознанием

Диагностика

Диагностику
при ситуативной тревожности проводит врач
— психотерапевт или психолог. На основании характерной клинической
картины, при наличии явных причинных ситуаций, ставится точный диагноз.

 

Важно
провести также дифференциальную диагностику, чтобы исключить различные виды
нервных расстройств, психических расстройств, и других заболеваний, со сходной
клинической картиной. Во время диагностирования применяются специально
разработанные тесты, которые показывают полную картину состояния психики
пациента

Таким тестом, к примеру, является, тест Спилбергера – Ханина.

Как преодолеть тревожность?

Медикаментозная терапия

  • Успокоительные, от легких до сильнодействующих. В самых простых случаях доктор может порекомендовать настой валерианы или пустырника. В более тяжелых случаях, особенно если тревожные расстройства сопровождаются другими нарушениями, могут быть назначены препараты, которые выдают только по рецепту (например, барбитураты).
  • Транквилизаторы. Подавляют активность нервных клеток в головном мозге и приводят к расслабленному состоянию. Человек становится немного заторможен, сонлив. Барбитураты можно применять только в течение непродолжительного времени, иначе может развиться зависимость.
  • Антидепрессанты также способны бороться с проявлениями повышенной тревожности.
  • Буспирон – анксиолитическое, или, в переводе на русский язык, противотревожное средство. Во время его приема появляется сонливость, человек может быть вял, заторможен, испытывать головокружение. Одновременно повышается нервозность.
  • Бета-адреноблокаторы – препараты, которые действуют на нервные окончания, расположенные в разных органах. Они уменьшают такие симптомы тревожности, как сердцебиение, одышка, дискомфорт в животе, нарушение пищеварения, подъем артериального давления и пр.
  • вербена;
  • зверобой;
  • ромашка;
  • мелисса лекарственная;
  • душица.

Виды тревожных состояний

Существует 2 вида тревожности:

  1. Личностная (ЛТ) или активная (АТ).
  2. Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ).

Выделяют также понятие нормальной тревожности (НТ). Это уровень напряжения конкретного человека, основанный на опыте. Механизм НТ направлен на своевременную мобилизацию систем организма на случай наступления неблагоприятных условий. НТ считается естественной чертой, которая свойственна всем психически здоровым людям.

Выходящая за рамки нормы реакция выражается в дезорганизационном воздействии на личность потенциальных неблагоприятных развитий. Человек становится беспомощным, неуверенным в своих силах, его поведение теряет смысловую целенаправленность, снижается активность.

Уровень тревожности зависит от следующих факторов:

  • индивидуальных психологических особенностей;
  • предрасположенность психики к переживаниям;
  • ранее пережитый опыт;
  • особенности культурной, социальной среды.

Термины активная и реактивная тревожность используются в психологии для определения степени вовлечённости личности в происходящие события. РТ даёт характеристику реактивности, т. е. позволяет оценить вовлечённость, погружённость черт личности в происходящие внутренние и внешние процессы.

АТ позволяет оценить активность личности в формировании свойств характера. Это один из признаков типа темперамента (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

Виды тревожности

Психолог З. Фрейд разделил тревожность на несколько видов:

  • страх, спровоцированный реальной опасностью;
  • невротическая тревожность, вызванная неопределёнными причинами;
  • тревожность, возникшая из-за проступков, нарушающих нравственные устои. Так называемые «муки совести».

Бывает ситуативное, и общее беспокойство.

Первое проявляется из-за конкретных событий и направлено на определённую сферу:

выступление на сцене;
собеседование;
экзамен;
конфликт на работе или в семье;
предстоящее знакомство;
принятие важного решения.

Тревожность проявляется из-за разных стрессовых ситуаций

Если волнение незначительное, оно заставляет мобилизовать силы для достижения успеха – нормальный уровень тревожности, с которым легко справиться.

Общая тревожность меняет свою направленность и может наблюдаться в разных сферах жизни, важных для человека.

Важно!
Если мужчина или женщина волнуются из-за реальных проблем, диагностируют адекватную тревожность. Когда повода для беспокойства нет, но душевная тревога не отпускает, можно говорить о неадекватном состоянии.. В зависимости от ситуации выделяют школьную, межличностную и социальную тревогу

Последняя – появляется из-за страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Боязнь опозорится или вести себя неправильно заставляет сторониться людей и изолировать себя от социальной жизни

В зависимости от ситуации выделяют школьную, межличностную и социальную тревогу. Последняя – появляется из-за страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Боязнь опозорится или вести себя неправильно заставляет сторониться людей и изолировать себя от социальной жизни.

Существует специальная шкала тревожности, отображающая степень выраженности:

  • низкая — человек не беспокоится даже при настоящей угрозе жизни или здоровью;
  • нормальная — защищает организм от опасностей и не мешает вести активную жизнь;
  • повышенная — проявляется нестандартной реакцией нервной системы. Нарушает внутренний психологический комфорт и не даёт реализовывать планы и амбиции.

Синдром повышенной тревожности может вызывать панику, боязнь большого скопления людей, страхи, не поддающиеся логическому объяснению.

Симптомы

Тревожность может проявляться длительными, затяжными, ежедневными симптомами, которые значительно снижают качество жизни (генерализованное тревожное расстройство), или же короткими всплесками с паническими атаками. Частота, количество и интенсивность симптомов варьируются в зависимости от человека.

Тревожность может привести к психическим или психологическим проблемам.

Поведенческие проявления тревожности включают уход от ситуаций, которые вызывают тревогу или негативные воспоминания, а также изменение режима сна, изменение привычек, увеличение или уменьшение потребления пищи и повышенное двигательное напряжение (например, постукивания ногой)

Эмоциональные проявления тревожности включают «чувство страха, проблемы с концентрацией внимания, напряжение или нервозность, ожидание худшего, раздражительность, беспокойство, наблюдение (и ожидание) признаков (и событий) опасности и ощущение, что разум стал пустым», а также «кошмары, навязчивые мысли, дежавю и ощущение ловушки в собственном разуме»

C когнитивной точки зрения тревожность проявляется мыслями о предполагаемых опасностях, например, страхе смерти. «Начинает казаться, что боль в груди — это смертельный сердечный приступ или что стреляющие боли в голове — результат опухоли или аневризмы. При мыслях о смерти чувствуется сильный страх, ты думаешь о смерти чаще, чем обычно, или вообще не можешь выбросить это из головы»

Какие виды тревожности существуют?

По причине развития

  • Личностная тревожность
    – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность
    – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.

По сфере возникновения

  • Учебная тревожность
    – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная
    – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе
    – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная
    – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора
    – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.

По воздействию на человека

  • Мобилизующая тревожность
    – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность
    – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.

По адекватности ситуации

  • Адекватная тревожность
    – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность
    – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.

По выраженности

  • Пониженная тревожность
    – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность
    – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность
    – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

Разновидности тревожности

В психологии тревога классифицируется по видам. Они определяются факторами, порождающими беспокойство.

Личностная тревожность

Главным образом особенности характера и генетика человека определяют, что такое личностная тревожность. Она обусловлена индивидуальными эмоциями, которые порождаются ожиданием негативных последствий различных событий, боязнью неудач, иногда несуществующими в реальности угрозами.

Личностная тревожность не является обособленным свойством характера, она лишь оказывает влияние на формирование таких черт, как:

  • стремление не брать на себя ответственность;
  • боязнь конкуренции;
  • стремление обезопасить себя от неудач.

Важно! Личностная тревожность порождает целый комплекс негативных проявлений и отрицательно сказывается на развитии личности. С понятием личностной тесно связана базальная тревожность

Ее формирование происходит в детском возрасте и связано, как с психологическими особенностями ребенка, так и условиями воспитания. Проявлениями такого типа расстройств являются чувства враждебного окружения, одиночества и беспомощности

С понятием личностной тесно связана базальная тревожность. Ее формирование происходит в детском возрасте и связано, как с психологическими особенностями ребенка, так и условиями воспитания. Проявлениями такого типа расстройств являются чувства враждебного окружения, одиночества и беспомощности.

Ситуативная (реактивная) тревожность

Ситуативная тревожность – это переживания, возникающие в ответ на эмоциональный стресс. В свою очередь, стресс провоцируется различными событиями: экзаменами в школе или другом учебном заведении, у юношей – общением с девушками, некоторые люди чувствуют напряжение перед телефонными разговорами, страх перед полетами и т. д.

При реактивной тревожности беспокойство может возникать у индивидуумов только в случае конкретной ситуации, при других типичных событиях, способных спровоцировать эмоциональное напряжение, они абсолютно спокойны.

Важно! Ситуативная тревожность возникает как первоначальная реакция. Затем, если складываются соответствующие условия, она переходит в личностную

К типам тревожности в психологии относятся:

  1. Генерализованное тревожное расстройство. Это хроническое напряжение, продолжающееся на протяжении недель и месяцев, даже в случае отсутствия провоцирующих факторов, либо причины беспокойства свободно меняются;
  2. Специфическая тревожность, связанная с одной из сфер возникновения: межличностная, школьная, самооценочная и т. д.

Школьная тревожность

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной тревожности?

  • Психологи. Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Что такое шкала тревожности?

шкала тревожности

  1. Методика Спилбергера-Ханина

Для определения личностной тревожности
ОБЫЧНО

  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.

Для определения ситуативной тревожности
В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
  1. Шкала определения тревожности у детей

методики многомерной оценки детской тревожности

  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
  • Отрицание тревоги – что может быть защитной реакцией;
  • Нормальный уровень тревоги, побуждающий к действию;
  • Повышенный уровень – в определенных ситуациях тревога нарушает адаптацию ребенка;
  • Высокий уровень – необходима коррекция тревожности.

Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.

Результаты ответов,
полученных с помощью методики
Ч.Д.Спилбергера, были занесены в таблицу
№2:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА КНЯЗЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Сравнительный анализ ситуативной и личностной тревожности у студентов математического факультета МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Москва, 2012

Слайд 2

Психологическое исследование направлено на выявление уровней ситуативной и личностной тревожности студентов. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. Проблема исследования

Слайд 3

Параметры исследования Объектом исследования является эмоциональная сфера студентов. Предметом психологического исследования является психологическая тревожность студентов. Цель исследования — сравнительный анализ ситуативной и личностной тревожности у студентов математического факультета.

Слайд 4

Задачи психологического исследования Анализ литературы по проблеме тревожности Подбор методик и проведение исследования по диагностике ситуативной и личностной тревожности, её выражение в определенных количественных и качественных показателях Сравнение ситуативной (во время сессии) и личностной тревожности студентов математического факультета Анализ результатов исследования Гипотезой психологического исследования является утверждение о том, что ситуативная тревожность студентов выше, чем личностная.

Слайд 5

Основные категории, понятия Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Различают тревожность ситуативную и личностную.

Слайд 6

Основные категории, понятия Ю. Л. Ханин дает следующее определение ситуативной тревожности : «…возникает, как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу)». Личностную тревожность он определяет как черту, свойство, дающее представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности.

Слайд 7

Использованные методики, база исследования В психологическом исследовании были использованы две методики: методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина методика «Измерение уровня тревожности Тейлора» (адаптация ТА.Немчинова, со шкалой лжи В.Г.Норакидзе) Базу исследования составила группа студентов (15 человек) 3 курса математического факультета МПГУ им. В.И. Ленина (г. Москва), в возрасте от 19 до 22 лет.

Слайд 8

Результаты диагностики, полученные при помощи методики Спилбиргера-Ханина

Слайд 9

Результаты диагностики, полученные при помощи методики Тейлора

Слайд 10

Математическая обработка По результатам проведенного исследования можно утверждать о том, что в группе студентов уровень ситуативной тревожности выше уровня личностной тревожности. Для проверки нашей гипотезы была использована программа SPSS Statistics; в качестве метода математической обработки данных, исходя из совокупности выбранных методик, был применен t-критерий Стьюдента.

Слайд 11

Критерий парных выборок

Слайд 12

Выводы Наша гипотеза о том, что ситуативная тревожность студентов выше, чем личностная, подтвердилась.

Слайд 13

Использованная литература Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. А. М. Прихожан. Москва, Питер, 2007 г. Краткий психологический словарь. Москва, Феникс, 2010.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Защитные стратегии

Чувство беспомощности заставляют ребенка использовать защитные стратегии, имеющие название невротические потребности:

  • желание быть любимым и достойным восхищения;
  • чрезмерная восприимчивость к критике и недружелюбию;
  • сильная зависимость от других, подчинение;
  • потребность в определенном порядке жизни;
  • желание контролировать других людей;
  • стремление приукрасить свой образ;
  • страх неудач, боязнь ответственности.

В дальнейшем Хорни выделила три основных типа личности.

  1. «Против людей» — агрессивный вид людей, постоянно все контролирующий. Все действия направлены на получение общественного признания.
  2. «От людей» — это обособленный тип. Такие люди ведут уединенный образ жизни, ничем не увлекаются, отстраняются от всех проблем.
  3. «К людям» — уступчивый тип. Это нерешительные, зависимые и беспомощные люди. Робкие, нуждающиеся в любви и защите, но способные на враждебность и ярость.

Такие стратегии присущи и здоровым личностям, но они не имеют сильного эмоционального накала. Невротики выбирают в основном одну стратегию, используют ее постоянно, не проявляя гибкости и превращая в способ жизни.

Литература

  1. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1989.
  2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: «Прогресс-Универс», 1993.
  3. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. — ООО «Апрель Пресс»; ЗАО «ЭКСМО — Пресс», 1999.
  4. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  6. Изард К. Э. Эмоции человека. — М.: Издательство Московского ун-та, 1980
  7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз, 1997.
  8. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Воронеж: Истоки, 1998.

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector