Атек тест на аутизм
Содержание:
- Лечение
- Лечение аутизма
- Реабилитация
- Уровень интеллекта при аутизме
- К какому врачу обратиться при подозрении на аутизм
- Симптомы по возрасту
- Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма
- Программы лечения и медикамментозная терапия
- Какие причины приводят к аутизму у детей и взрослых
- Психологические проблемы в семье аутичного человека
- Признаки
- Классификация
- Симптомы у детей младшего и школьного возраста
- Возможна ли коррекция
- Симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма
Лечение
Как лечить детский аутизм, лечится ли он или нет, какие препараты при этой патологии у детей используют?
Таблетки, которая бы избавила ребенка от аутизма, не существует. Назначается поддерживающая терапия. Применяют специальную диету и препараты.
Психотерапия – основной метод лечения. Хорошие результаты показывает поведенческая терапия, направленность на труд, игровая форма воздействия.
Для диеты и медикаментозного лечения при аутизме у детей применяют:
- таблетки, стимулирующие мозговую деятельность — «Кортексин», «Пантогам»;
- успокаивающие препараты, уменьшающие возбудимость — «Сонапакс»; «Фенибут»;
- отказ от продуктов, содержащих глютен. Упор на еду, богатую витамином С.
Могут назначаться противотревожные средства.
Психологическая помощь
Поддержка и помощь психолога нужна и детям с аутизмом, и семье, в которой растет аутист. Ведь принятие ситуации происходит по-разному. Существуют различные фонды, где помогают справиться с заболеванием.
Работа с детьми предполагает:
- вывод пациента из замкнутости, отрешенности;
- обучение коммуникативным навыкам;
- поддержка развития личностного «Я».
В практике хорошо зарекомендовали себя игры с аутичными детьми. Они учат не только общению со сверстниками, но и служат толчком в развитии речи у детей с аутизмом, приобретению лучшего взаимодействия в окружающем мире.
Игровая терапия
Надо помнить о том, что аутист не умеет играть. В прямом смысле. Он не знает, что такое предметное взаимодействие, не понимает, как надо сказать или что сделать в определенной ситуации.
Простой пример: К девочке 5 лет подходит ровесница и просит дать поиграть в ее куклу. Та на секунду замирает, затем в слезах убегает. Маленький аутист находится у себя дома, подружка давно знакома ей. Мама объясняет испуганной дочери, что надо ответить и как поступить. Только тогда она понимает.
Это яркое описание того, как может повести себя аутист в обществе. Заметна огромная роль родителей.
Чтобы научить такого малыша простейшей ролевой игре, нужно войти к нему в доверие
Важно найти с ним контакт, желательно тактильный
Это может быть игра в магнитные буквы разного цвета. Вместе приклеиваете к доске эти буквы по цвету.
Мозаика – второй вариант игровой деятельности. Все время хвалите, но только ненавязчиво.
Для детей с аутизмом существуют психотерапевтические игры, направленные на обучение подражанию, налаживанию межличностного общения: «Догонялки», «Хоровод», «Сорока-белобока».
Для улучшения речевых навыков требуется помощь логопеда. На занятиях для детей с аутизмом дефектолог подбирает упражнения после логопедического обследования. Включаются методы речевого развития на основе игр. «Давай поиграем», «Веселый счет», «Умная сова» — «обучалки» способны стимулировать речевой аппарат ребенка-аутиста.
Пэт-терапия – альтернативный метод, который совмещают с основными принципами лечения. Общение с лошадьми, собаками обязательно даст результат. Только помните, что это должны быть обученные животные.
Лечение аутизма
Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.
Принципы воспитания ребенка-аутиста:
- Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
- Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
- Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
Этапы лечения аутизма
- Формирование навыков, необходимых для обучения – если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
- Устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
- Обучение подражанию и наблюдению
- Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
- Обучение эмоциональному контакту
Поведенческая терапия аутизма
Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.
В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
Логопедические занятия
Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.
Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания
Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.
Медикаментозная терапия
Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.
Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.
К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок. Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте
В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Уровень интеллекта при аутизме
Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.
Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.
К какому врачу обратиться при подозрении на аутизм
Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка аутизм, то для диагностики этого заболевания необходимо обращаться в детскому психиатру. Специалист сможет на основании осмотра и обследования поставить точный диагноз. При выявлении аутизма врач даст рекомендации, как лечить это заболевание.
Из книги детского психиатра О.В. Доленко «Аутизм в дошкольном детстве — откровенный разговор»:
Существует мнение, что люди, страдающие аутизмом, обладают феноменальными способностями, а не общаются потому, что не испытывают в этом потребности и предпочитают в одиночестве погружаться в свой собственный мир фантазий. Наблюдая за аутичными детьми, каждый раз убеждаюсь, что специфика поведения при этом расстройстве не в том, что ребёнок не испытывает потребности в общении. В том то и драматизм ситуации, что дети с данным расстройством, так же, как и их сверстники, имеют внутреннюю потребность в общении с другими детьми и близкими взрослыми. Именно неумение устанавливать нормальные контакты с людьми приводит к тому, что они либо избегают общения, так как испытывают огромное напряжение, либо применяют столь неадекватные и вычурные способы коммуникации, что смущают и шокируют своих родителей и отпугивают других детей.
Симптомы по возрасту
Симптомы, признаки аутизма у детей до года:
- В младенческом возрасте не наблюдается улыбка и другие яркие проявления эмоций. Взгляд малыша фиксируется на одном неодушевленном предмете. Комплекс оживления не прослеживается, малыш не жестикулирует, не гулит, не лепечет и не отзывается на свое имя.
- Такие дети способны на протяжении нескольких часов тихо играть. Внешне создается впечатление очень спокойного ребенка.
- Атипический аутизм, который сопровождается умственной отсталостью, встречается довольно редко, при этом перечисленные признаки могут сопровождаться появлением конвульсий и развитием эпилепсии.
Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:
Ребенок замкнут, говорит плохо или вовсе молчит. Иногда он может прекратить разговаривать в возрасте 18 месяцев. Если все же разговаривает, то в разговоре про себя говорит во втором или третьем лице. Расстройство речи проявляется в повторении услышанных обрывков фраз. Стремятся к самообслуживанию и таким образом достигают независимости от близких. Отрешенность проявляется в нежелании встречаться взглядом с собеседником. Дети, страдающие от аутизма, могут быть гиперактивны или же, наоборот, излишне спокойны, но чаще они проявляют повышенную активность. Чаще им свойственна особая походка с передвижением на цыпочках и широкими взмахами руками. Движения механические и однообразные, часто ритмичные (например, раскачивание на стуле). Характерны необычные увлечения. Ребенок может долгое время играть с водой или светом, включая или выключая кран и выключатель
Как правило не требует внимание сверстников, он активно избегает компании детей. В коллективе возможно проявление агрессии, как к самому себе, так и к окружающим. У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками
Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко
У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками. Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко.
Аутисты пугливы. Окружающий мир для них опасен своей неизвестностью. Они предпочитают не выходить из своей комнаты и пребывать в одиночестве. При смене обстановки нередки истерики – таким способом ребенок пытается преодолеть свой страх. Среди внешних признаков, по которым можно отличить некоторых детей-аутистов, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю треть лица.
Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:
- Основным проявлением расстройства является нарушение социальной адаптации ребенка. Он избегает коллектива и всеми способами пытается изолироваться от других детей.
- Сортирует личные вещи в определенном порядке, он может учитывать форму, цвет предмета или материал, из которого тот изготовлен. В его комнате все расставлено на определенных местах – таким способом малыш создает комфортную обстановку защищенности.
- При несвоевременной коррекции поведения ребенок становится замкнутым, у него прогрессирует речевая дисфункция. Внести перемены в его жизнь становится все труднее. Страх может перерождаться в поведение, которое сопровождается ритуалами и навязчивыми мыслями.
- Чаще всего аутисты гиперактивны, им сложно сидеть на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдается нарушение мелкой моторики.
Признаки аутизма у детей школьного возраста:
- Наблюдается избирательность в предпочтении к любимым предметам. Обычно дети проявляют интерес к математике, музыке или рисованию. Нередки случаи чрезвычайных интеллектуальных способностей в выбранной области знаний.
- Чаще у таких детей возникают сложности с концентрацией внимания на общих предметах, при этом к любимым занятиям появляется выраженная сосредоточенность.
- Возможны сложности при чтении книг вслух.
- Ребенок молчалив и прибегает к речи только в том случае, когда хочет сообщить о какой-либо острой потребности. В целом такие дети самостоятельны и независимы от окружающих.
- Пищевые предпочтения имеют свои особенности. Аутисты подходят избирательно не к вкусовым качествам блюд, а к цвету и форме посуды, а также ко времени приема пищи.
Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма
Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.
Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.
В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.
Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.
Программы лечения и медикамментозная терапия
Есть много методов лечения аутизма – его назначает врач, изучив особенности расстройства конкретного ребенка. Родитель, не обладая глубокими познаниями, не может сам назначить лечение.
Среди известных программ лечения:
- поведенческая терапия – основана в том числе на принципе малых шагов, эффективна при не менее 40 часах занятий в неделю, важными считаются позитивные усиления;
- опциональный метод – это некоторая философия контакта с ребенком, имеющим аутичные признаки;
- терапия TEACCH – родители и врач работают в связке.
Некоторые врачи уверяют, что основой основ является диета, позволяющая восполнить нехватку витаминов и минералов.
Там предложен большой список продуктов, который рекомендовано убрать из рациона.
Приверженцы этой теории считают, что сначала ребенка лечат от конкретных заболеваний, связанных с иммунитетом, пищеварительной системой, и только потом с ним должны заниматься психологи.
Существует и медикаментозная программа, куда могут входить ноотропные препараты с успокаивающими или психостимулирующим действием, антидепрессанты и транквилизаторы, нейролептики.
Все эти препараты очень серьезные, необходимость в приеме которых будет четко взвешена врачом. Далеко не всегда медикаментозная терапия показана при аутичности.
Какие причины приводят к аутизму у детей и взрослых
Причины аутизма в большинстве случаев связаны, скорее всего, с нарушением поступления питательных веществ во внутриутробном периоде. Некоторые ученые считают основной причиной развития патологии гипоксию головного мозга. До сих пор настоящей этиологии заболевания не установлено.
Клинические эксперименты не подтвердили роль плохой наследственности в качестве причины аутизма. Согласно статистике вероятность появления заболевания у второго ребенка из семьи, где один из детей болен недугом не превышает 5-7%.
Не обнаружили исследования, какой-либо зависимости между вакцинацией и развитием данного заболевания. В общем, причины аутизма – загадка для ученых и врачей, но болезнь прогрессирует – это факт.
Одним из провоцирующих факторов заболевания некоторые врачи считают нарушения гормональной сферы у мальчиков, так как замечено, что патология в 5 раз чаще появляется у них в сравнении с девочками.
Психологические проблемы в семье аутичного человека
Аутизм взрослых не возникает самостоятельно. Заболевание сохраняется на протяжении всей жизни в связи с тем, что не существует этиологического лечения. Большое значение на обострение симптомов заболевания играет отношение родителей к ребенку аутисту.
Следует понимать, что у таких детей постоянно возникают трудности в жизни, начиная от школы и заканчивая работой.
Правильная психологическая организация отношений в семье позволяет в детские годы избавиться от некоторых признаков заболевания. Если родители знают, как жить вместе с аутичным ребенком, они могут подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.
К примеру, трудности с контактированием уравновешиваются спокойным поведением взрослых. Конечно, в момент постановки диагноза семья испытывает большие трудности. Стресс возникает у каждого члена. Вначале родителям сложно пережить тот факт, что ребенок «необучаем». С течением времени они привыкают жить с ним и даже правильно воспитывают.
Депрессию, раздражительность и эмоциональную нестабильность при правильной психологической работе с ребенком можно навсегда устранить.
Наличие в семье ребенка аутиста дополнительным грузом ложится на его братьев и сестер. Как правило, другим детям приходится выводить «трудного» ребенка на улицу, защищать его в коллективах перед сверстниками. При этом они испытывают психологические и бытовые трудности, что приводит к определенным жертвам в интересах и общении с их стороны.
Признаки
Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.
Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.
Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:
- грудничок не стремится прижаться к матери;
- не просится на ручки;
- не смотрит в глаза;
- не всегда реагирует на звуки;
- не всегда откликается на свое имя;
- преобладает периферическое зрение — малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.
Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.
Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.
По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:
Социальные
- Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
- Избегает зрительного контакта — выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
- Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
- Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
- Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
- Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек — малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.
Коммуникационные
- У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
- Малыш редко улыбается в ответ.
- Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
- Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
- В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.
Монотонность
- Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
- С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
- Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
- Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
- Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.
Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.
Классификация
Аутизм представляет собой психическое расстройство, оно протекает без ремиссии. Характерным признаком является отсутствие социальных навыков у детей. Чаще всего определить, что у малыша, возможно, есть аутизм, родителям удаётся уже после годовалого возраста. Если у ребёнка аутизм, его интересы ограничены, действия монотонны, движения часто повторяются. Что характерно, среди аутистов девочек в 4 раза меньше, чем мальчиков. На сегодняшний день полностью излечить ребёнка от аутизма невозможно. Терапия направлена на выработку навыков адаптации в обществе.
Различают четыре типа аутизма:
- Синдром Каннера. Для данного типа заболевания характерны следующие признаки:
- малыш игнорируют всё, что его окружает, в том числе и действие раздражителей, но только в случае, если они не причиняет ему болевых ощущений;
- у ребёнка отсутствует нормальное желание контактировать с близкими людьми уже с грудничкового возраста;
- характерно, что малыш повторяет одно и то же слово по нескольку раз, как попугай;
- ребёнок никогда не смотрит прямо в глаза своему собеседнику;
- происходит задержка личностного развития;
- малыш играет с предметами, не предназначенными для этой цели.
Чаще всего диагностируется уже после того, как малышу исполняется два года. Иногда родители не обращают на это никакого внимания, а замечают, что их ребёнок как-то отличается от других, лишь при сравнении с другими детьми или после рождения второго малыша.
- Синдром Аспергера. Считается лёгкой формой, выявляется у деток после семи лет. При этом:
- уровень интеллекта может быть средним или даже выше среднего;
- речевые навыки сохраняются, возможны проблемы с громкостью и правильной интонацией;
- характерна зацикленность на определённом предмете или занятии;
- может нарушаться координация движений;
- неспособность договариваться.
- Синдром Ретта. Данный тип аутизма связан с патологией X-хромосомы. Характерен для девочек. Если такая патология происходит у мальчиков, во внутриутробном развитии они погибают. Данный тип аутизма встречается у одной из 10.000 девочек. Характерны:
Данный тип практически невозможно откорректировать, редко ожидается улучшение болезни.
- ограниченность действий;
- повторение определённых движений или слов;
- отсутствие коммуникативных способностей.
Проявляются признаки после трёх лет. Обычно характерно для детей, у которых диагностированы тяжёлые расстройства аппарата речи и умственная отсталость.
Симптомы у детей младшего и школьного возраста
Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.
Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.
Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках. Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке
Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.
Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.
Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.
Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.
В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.
При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.
Возможна ли коррекция
Чем старше становится ребенок, тем четче видны границы, отделяющие его от реальной жизни, тем заметнее разница и в интелелктуальном развитии. Тяжелую форму аутизма сложно, а порой и невозможно скорректировать, но в большинстве случаев определенных положительных изменений достичь можно. Но только совместными усилиями родителей, врача, психолога.
Очень много зависит от атмосферы в доме и от самых близких людей. На ребенка с нарушением аутистического спектра нельзя повышать голос, нервно одергивать, требуя выполнения какого-то поручения. Это приведет еще к большей замкнутости. Надо научиться видеть мир его глазами и постепенно расширять диапазон действий, навыков.
Лучше, если один из родителей откажется от работы ради воспитания ребенка. Ведь обычный детский сад может загубить на корню все старания, ведь большое количество народа, невозможность укрыться от множетсва глаз равносильно ужасу для малыша. Одно неверное слово, действие, окрик сотрут год труда.
Специалисты рекомендуют выполнять даже простые действия утренней гигиены многократно вместе с ребенком: маршрут в ванную, выдавливание зубной пасты, чистка зубов. Причем все это проговаривать. Собственно и с обычным ребенком это необходимо, только не так многократно. Здесь же родителям придется набраться терпения и моральных сил.
Ведь аутисты не чувствуют необходимости не только в тактильном контакте, но и в вербальном. И если не развивать, то в дальнейшем будут явные проблемы с речью, а значит и невозможность простого социального взаимодействия. Замечено, что у страдающих аутизмом детей слабо выражен и инстинкт самосохранения.
А значит они нуждаются в более пристальном надзоре со стороны взрослых. Особенно в 2-3 года, когда еще многого не объяснить. Конечно, зачастую этот недостаток компенсируется тем, что аутисты менее любознательны. Чаще они находят укромный уголок и наслаждаются одиночеством. Однако завидовать родителям таких детей не приходится. Ведь им нужно учить ребенка даже играм.
Симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма
1. Частые опрелости, колики, срыгивания у новорожденных.
2. Шелушение кожного покрова (на лице, кистях, локтях, коленях).
3. Позднее ползание и хождение, задержка разговорной речи и крупной моторики.
4. Постоянное хождение на цыпочках.
5. Избегание зрительного контакта (ребенок при общении смотрит в сторону).
6. Истончение волос, перхоть.
7. Покраснение щек и ушей после приема пищи.
8. Постоянный кашель либо заложенность носа.
9. Частое дыхание через ротовую полость.
10. Частые ушные инфекции и воспалительные процессы в горле.
11. Проблемы с системой пищеварения (частые боли в животе).
12. Частые инфекции мочеполовой системы.
13. Проблемы с ротовой полостью (кариес, неприятный запах изо рта).
14. Частое дневное и ночное недержание мочи (когда ребенок уже приучен к туалету).
15. Частая диарея либо запоры, наличие не переваренных остатков пищи в кале и изменение его цвета.
16. Повышенное газообразование.
17. Образование под глазами темных кругов.
18. Чрезмерное пото- и слюноотделение.
19. Постоянные истерики.
20. Белесый налет на языке.
21. Молочница.
22. Неправильная форма ногтей.
23. Частое высовывание языка изо рта.
24. Предпочтение поз, оказывающих давление на тело.
25. Частые взмахи руками.
26. Слабый мышечный тонус.
27. Повышенная утомляемость либо напротив, гиперактивность.
28. Увеличенные лимфатические узлы.
29. Нежелание вставать по утрам.
30. Агрессивное поведение.
31. Нервные тики.
32. Сенсорно-защитное поведение (когда ребенка раздражает яркий свет, повседневные звуки и запахи).
33. Сенсорно-поисковое поведение (стремление всегда сталкиваться с людьми).
34. Обсессивно-компульсивное поведение (склонность к собирательству чего-либо).
Такие симптомы иногда могут возникать и у здоровых детей, но если они носят постоянный характер, это уже повод для беспокойства. Большая часть этих симптомов не обнаруживается при обычном медосмотре, хотя некоторые из них четко указывают на наличие проблем со здоровьем.
Подписывайтесь на Эконет в !
Необходимо понимать, что вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать не только об аутоиммунных заболеваниях, но и других нарушениях, к примеру, дисбактериозе, митохондриальной дисфункции, синдроме нарушенного всасывания или иммунной дисрегуляции
Поэтому важно пройти полное обследование и установить точную причину возникновения симптомов
Био-маркеры развития РАС
Существует ряд признаков, указывающих на развитие РАС. К ним относятся:
- пониженный уровень фолатов и витаминов группы B в организме;
- пониженный уровень железа, цинка, магния, йода, селена и лития;
- пониженный холестерин;
- стремительный рост, особенно в первый год жизни;
- увеличенный размер головного мозга.
Выявление нарушений при беременности
Предрасположенность ребенка к аутизму можно определить, когда он еще находится в утробе матери. Например, если в первом триместре беременности у женщины наблюдается гипотироксинемия (ненормальный уровень гормона Т4), это увеличивает риск рождения ребенка с аутизмом в 4 раза
Поэтому женщинам в положении важно предпринимать профилактические меры, чем раньше удастся заподозрить проблему, тем легче в дальнейшем ее побороть. Своевременное лечение, даже просто корректировка питания ребенка позволит избежать серьезных осложнений. опубликовано econet.ru. Подписывайтесь на наш youtube канал!
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet